Висячий монастырь «Сюанькун» — святилище трёх
религий.Сюанькун — молитва над пропастью. У заставы
Великой Китайской стены, у внешних границ КНР на отвесных утёсах построен
«висячий монастырь» Сюанькун. Он находится в 65 километрах от
Датуна — одного из древнейших городов Китая. Издали храм напоминает яркий
картонный домик, приклеенный к горе.
Внизу, по узкому и короткому ущелью Цзиньлун
(«Золотой дракон»), ныне перегороженному дамбой, течёт река Хунь. От монастыря
вверх вдоль отвесной скалы был проложен дощатый мост, нависающий над пропастью.
Сейчас он убран, а раньше по нему паломники могли перейти некогда бурную реку. По древнему поверью считается, что в этой реке обитает дракон, и чтобы его
умилостивить соорудили «висячий храм». Словно огромные веера, отвесные скалы
защищают Сюанькун от палящего солнца, ветров, дождей и наводнений. Благодаря
скальному расположению монастырь удалось сохранить в практически неизменном
виде спустя 1500 лет. Сюанькун заложен в 491 году при династии Северная Вэй на
пути паломников из Датуна — столицы империи — к Хэншань — священной горе
даосизма. Сюанькун состоит из 40 залов и павильонов. Три секции, возвышающиеся
последовательно одна над другой, соединены между собой деревянными настилами.
Общая длина комплекса — 150
метров, самая нижняя отметка зафиксирована на высоте 26 метров, а самая
верхняя — около 50 м.
Главная особенность монастырей Сюанькун заключается в том, что все здания
вырублены в толще скалы и закреплены с помощью системы деревянных балок и опор. Балки покрыты тунговым маслом, которое предотвращает рассыхание древесины и
спасает её от термитов. Две верхние секции — «висячие», нижняя секция держится
на кирпичном фундаменте. Перед ней установлены входные ворота с двумя
традиционными барабанными башнями. Сама скала служит задней стеной помещений, а
глубокие скальные ниши предназначены для изображений и статуй Будды.
На утёсе высечена иероглифическая надпись:
«Гун Шу Тянь Цяо», восхваляющая мастерство архитектора Гун Шунбана, создавшего
«висячий храм».
Монастырь Сюанькун — всекитайский пантеон.
Сюанькун являет собой яркий пример смешения культур, в нём объединены три
основные религии Китая — буддизм, даосизм и конфуцианство. Первоначально
монастырь носил название Храм Сокровенной Пустоты: в даосизме иероглиф «сюань»
обозначает «сокрытое», «потаённое», «сокровенное», то есть то, что противостоит
внешней, видимой природе вещей. А иероглиф «кун» (вторая часть названия
СюаньКУН) в буддизме символизирует пустоту, которая понимается как исток,
начало всякого явления. Позднее храм переименовали в «висячий монастырь», что
соответствует его местоположению. Каждая из трёх секций Сюанькуна имеет
сакральное значение. Нижняя секция посвящена триаде богов даосского пантеона
(«сань гуань») — повелителям Неба, Земли и Воды, которые управляют тремя
стихиями и влияют на судьбы людей. Небесный сановник дарует счастье, владыка
Земли отпускает грехи, а чиновник воды предотвращает беду. Средняя, буддийская
секция называется «Сань шэн», что означает «три времени». В китайской скульптуре
очень популярна композиция, изображающая трёх Будд: Шакьямуни — легендарного
основателя буддизма, Прабхутаратну — одного из Будд древности и Майтрея —
грядущего Учителя человечества. Третья, самая верхняя секция, так называемая
«Сань цзяо» («Три учения»), содержит скульптурные изображения духовных лидеров
трёх религий — даосского мудреца Лао-Цзы, родоначальника конфуцианства Конфуция
и Гаутамы, проповедовавшего буддизм. Нумерология храма проста: три секции дают
число 9, которое образуется суммой цифр священного числа многих религий «108».
Экскурсия по монастырю строго регламентирована: круговое движение
осуществляется по указателям, так как лесенки настолько узкие, что порой сложно
обойти идущего навстречу человека. Прогуливаясь по коридорам и остановившись у
перил одного из павильонов, можно насладиться панорамными видами гор,
окружающих храм.
|